Оценка «неудовлетворительно»: российское правительство намерено закрыть сотни университетов. После волны протестов против отсутствия четких критериев принято решение переосмыслить реформу образования. Однако ясно одно: во многих образовательных учреждениях царит смятение.
Соответствующее решение принималось не в аудитории, не в школьном актовом зале и даже не в парламенте. Ареной, на которой решалась судьба многих российских университетов, стало помещение в здании российского информационного агентства ИТАР-ТАСС. Полторы недели назад там состоялось заседание соответствующей комиссии, в ходе которого государственные ВУЗы были распределены на разные категории: многим из них требуется реструктуризация. Некоторым ректорам придется «всего лишь» оптимизировать свои заведения. Остальные следует совсем закрыть. Когда ставки настолько высоки, атмосфера накаляется очень быстро. Министру образования и науки Дмитрию Ливанову пришлось выслушать обвинения в свой адрес, что он превратился в «Мистера Зло», а бывшая начальница Рособрнадзора Любовь Глебова кричала на весь зал, что в российской провинции, наоборот, необходимы дополнительные ВУЗы. Крупнейшую по территории страну мира сотрясают дебаты о реформе образования. Многим экспертам, однако, этот способ «лечения» представляется варварским.
Российское правительство еще летом этого года объявило, что более 500 государственных ВУЗов будут закрыты или объединены с другими. Как тогда потребовал президент Владимир Путин, с неэффективностью многих институтов должно быть покончено. Главным аргументом Москвы в этом споре является необходимость повысить образовательный уровень университетов, превратить их в научно-исследовательские центры мирового уровня. После развала Советского Союза количество ВУЗов в России увеличилось с 510 до 1100, многие из которых являются частными.
В ноябре ситуация, наконец, прояснилась, но одновременно стала еще более запутанной. По результатам короткого мониторинга Минобрнауки опубликовало «черный список» неэффективных государственных ВУЗов. 136 институтов и 450 филиалов были охарактеризованы как «совершенно неподготовленные». В их число попали и некоторые уважаемые заведения, такие как Московский архитектурный институт, Государственный университет управления, Литературный институт имени Горького, Университет дизайна и технологии, а также сразу несколько педагогических университетов.
Не меньше споров, чем список «плохих» ВУЗов, вызывают и критерии их отбора, в частности - количество квадратных метров на одного студента, доля иностранных студентов, средняя оценка абитуриентов и результаты исследовательской работы. Причем неважно, идет ли речь о технических или художественных ВУЗах. От проверки оказались избавлены все частные учебные заведения, а также примерно 200 ВУЗов, принадлежащих важнейшим министерствам и прокуратуре. Возмущению по этому поводу не было предела. Эксперт по образованию Александр Абрамов назвал в интервью «Новой газете» критерии оценки «идиотскими» и добавил, что «неэффективно, прежде всего, само Министерство образования». Шквал критики был насколько мощным, что список «неэффективных» ВУЗов было решено переработать, как и сами критерии их оценки. О том, сколько ВУЗов в России, в конце концов, будут закрыты, пока остается только гадать.
Юго-запад Москвы, Государственный университет управления (ГУУ). На седьмом этаже здания, высоко над мерцающей белоснежными огнями спортплощадкой, на которой студенты играют в футбол, располагается кабинет Виктора Косбаненко. Ректору неожиданно для себя придется принять щекотливый вызов. С одной стороны, на университет только что повесили ярлык «неэффективен», хотя Косбаненко придется не «реструктурировать», а всего лишь «оптимизировать» его. С другой стороны, у него есть немало поводов для гордости за свой ВУЗ. «Работодатели из сферы экономики охотятся за нашими студентами», - говорит он. Ректор показывает рейтинг, только что опубликованный в журнале «Профиль», в котором ГУУ находится на 48-м месте среди более чем 500 государственных ВУЗов. Студенты, учащиеся здесь, могут не переживать по поводу будущего трудоустройства. Пожалуй, ни один другой университет не может похвастаться такой большой долей выпускников, работающих по специальности. Среди прочих Косбаненко с гордостью называет имя Асламбека Атамбаева, избранного в прошлом году президентом Киргизии.
По его собственным словам, ректор, в принципе, понимает причины сокращения количества ВУЗов. Он также приветствует обещания президента Путина удвоить зарплаты учителей, а также повысить профессиональный уровень персонала, для чего придется урезать некоторые другие расходы. Но Косбаненко также говорит об «ошибках при определении критериев» и указывает на то, что результаты мониторинга были определены «без малейшей дискуссии в обществе». По его словам, рейтинг вызвал у него «шок». «У нас на 10 тысяч студентов приходится территория в 16 гектаров. Но это же не влияет на качество образования», - говорит он.
Проректор ГУУ Николай Лябах написал многостраничный опус, своего рода критический манифест, на тему реформы образования и одновременно рекламу собственного ВУЗа. «Мы все стали заложниками ситуации и ощущаем теперь опасность вместо надежды», - говорится в документе. Университету не остается ничего другого, кроме как провести собственную экономическую оптимизацию, зарабатывать дополнительные деньги, брать дополнительные заказы на исследования и принимать еще больше иностранных студентов, хотя их количество в последние годы и без того постоянно растет.
Студенты, похоже, также чувствуют неуверенность в связи со всеми этими списками, критериями и слухами о возможном слиянии с другими ВУЗами. Александра Горячева не случайно приехала из Смоленска, города на западе России, в московский ВУЗ. «Этот университет имеет хорошую репутацию, а его студенты пользуются популярностью у работодателей», - говорит она. После сообщения о пересмотре рейтингов она, впрочем, настроена оптимистично. «Но сначала эти разговоры меня здорово напугали». По ее словам, состоялось даже несколько флэш-мобов, «потому что многие студенты не хотели мириться с тем, что их ВУЗ вдруг окажется в одном ряду с маленькими и никому не известными университетами».
Что будет дальше, пока непонятно. Министр культуры Владимир Мединский выступил с некоторыми предложениями по ужесточению критериев оценки художественных ВУЗов. Как будет развиваться ситуация в других «неэффективных» учебных заведениях, покажет только время. А будущее 110 институтов и вовсе остается туманным. Ясно только одно: дискуссия о реформе, похоже, только разгорается.
Оригинал публикации: Russische Rosskur
Опубликовано: 03/12/2012 17:26
ИноСМИ