Нашествие готов
Прямо из Средневековья они перекочевали в нашу столицу
Екатерина Надрова
Дата публикации 5 августа 2005 г.
Они среди нас. В метро, магазине, на улице - странноватые юноши и девушки с выбеленными лицами, черными волосами и губами цвета крови. Кто они, откуда, зачем пришли и что заставляет их радикально выделяться из толпы, на первый взгляд, понять довольно сложно.
После того как наша страна из СССР превратилась в Россию, ее гражданам была предоставлена невиданная доселе свобода самовыражения. И как это водится, новой возможности особенно обрадовалась молодежь. Появились новые субкультуры, пришедшие к нам с Запада. Пожалуй, самая загадочная из них - готическая.
Каждый, кто в школе не спал на уроках истории, припомнит что-то про готические соборы и замки, поражающие обывателей своими огромными размерами и устремленностью ввысь. Готический стиль характеризуется особой мрачностью и символичностью. Это средневековое направление тесно связано с католицизмом и было призвано наглядно показать величие Бога над человеком. А как известно, обратной стороной религии является мистика и оккультизм. С ними и связана современная культура готов.
В Интернете можно найти огромное количество сайтов и форумов, посвященных этой тематике, причем, точки зрения, представленные на них, порой диаметрально противоположны. Полемизируют между собой как непосредственно члены этого движения, так и просто интересующиеся пользователи. Первые на своем сайте поэтично называют себя "печальными служителями боли", а вторые, не вдаваясь в суть, простодушно дают свое определение: готы - идиоты. Истина, видимо, где-то посередине.
Мрачная фигура между могил
Вот уже несколько лет готы в столице собираются на Чистых прудах. Известно также, что готы питают особую слабость к кладбищам и частенько совершают там прогулки. Причем в этом вопросе они очень взыскательны, и абы какое кладбище им не подойдет. В Москве представители этого течения облюбовали Введенское кладбище, а следовательно, туда предстояло пойти и нам.
Молодой человек в длинном черном плаще и с неестественно белым лицом не спеша обходил территорию, в раздумье останавливаясь напротив некоторых памятников. Казалось, что это место ему настолько знакомо, что он даже с закрытыми глазами сможет без проблем здесь ориентироваться.
- Да, это наш постоянный клиент, - сообщил нам неожиданно подошедший сотрудник кладбища, - он здесь частенько появляется.
- И много у вас таких "клиентов"? - поинтересовались мы.
- Да уж хватает! Где-то года четыре назад мы начали их здесь замечать. Причем сразу видно, что они сюда не к кому-то определенному приходят: просто так слоняются. Прогонять бесполезно: на них это не действует. Да и зачем? Они безвредные: могилы не трогают, не шумят... Раньше, правда, посетители пугались, а теперь уж привыкли.
- А вы не пробовали с ними поговорить, узнать что им здесь нужно?
- А как же, спрашивали! Они что-то мудрено говорят про особую энергетику кладбищ, которая вроде наполняет их силами и действует умиротворяющее, про поклонение смерти, эстетику загробной жизни. И мы решили не обращать на них внимание. Знаете: чем бы дитя ни тешилось...
Хочу стать готом
Только я успела примириться с мыслью, что лично пообщаться с готами мне не удастся, как вдруг долгожданная встреча состоялась. И не где-нибудь, а в моем собственном подъезде. Два молодых человека и одна девушка уютно пристроились около почтовых ящиков и увлеченно обсуждали музыку каких-то неведомых мне групп. Я остановилась и прислушалась, чем явно привлекла их внимание.
- Тебе чего? - как-то не очень дружелюбно поинтересовались они.
- Да так, просто, - растерялась я, но потом поняла, что такой шанс упускать нельзя, - просто тоже, как вы, хочу стать готом.
К моему большому удивлению, беседа получилась непринужденной, а главное - содержательной. От моих новых знакомых, имена которых переводятся примерно как Ангел тьмы, Дитя Луны, и девушка - Летучая мышь, я узнала много интересных вещей. Например, что готическая культура очень разнообразна: здесь встречаются христианские, египетские и кельтские мотивы. Основной знак - это египетский анк, символизирующий вечную жизнь. Здесь очевидна связь с вампирской эстетикой, ведь вампиры считаются бессмертными. Христианство представлено только распятиями с несколько измененным дизайном. Часто встречаются кельтские кресты и различные орнаменты. Оккультизм сильно повлиял на культуру готов, чем объясняется огромное количество пентаграмм, восьмиконечных звезд, символизирующих хаос. Типичны для готов украшения, отсылающие к образу смерти. Это всевозможные черепа и гробы.
- А ты уже выбрала, каким готом хочешь стать? - спросил у меня Дитя Луны.
- Еще нет, - смущенно призналась я, до сих пор даже не подозревая, что здесь возможен выбор, и чтобы скрыть свое неведение спросила: "А что вы посоветуете?"
Оказывается, есть как минимум семь разновидностей готов, правда, в основном это проявляется только в одежде. Готы-панки - это ветераны движения. Они носят кожаные куртки, рваные джинсы и украшают себя английскими булавками. Готы-андроиды пытаются всеми путями скрыть свою половую принадлежность. Они сильно гримируются, носят кожаные ошейники, высокие каблуки и корсеты. Готы-язычники носят мешковатую одежду, плащи и капюшоны. Они не красят волосы и носят деревянные и каменные руны. Готы-фетишисты любят обтягивающую одежду из кожи или латекса и наносят вызывающий макияж. Готы, работающие в компаниях с определенными требованиями к одежде, стараются сохранить "готичность", одеваясь во все строгое и черное, не прибегая к украшениям и макияжу. Киберготы украшают себя микросхемами, шестеренками и проводами, волосы красят в яркие цвета, например, в зеленый или голубой.
- Но самые красивые это романтик-готы, - рассказывает Летучая мышь, - они не придерживаются черного цвета, носят костюмы викторианской эпохи и делают сложные "исторические" прически. Ну, ты уже определилась?
Поблагодарив честную компанию за полезную информацию, я, пообещав подумать, распрощалась с ними.
Мальчик, живущий в Сети
Многие склонны расценивать готов да и любых других неформалов как каких-то скоморохов, которые от нечего делать облачаются в странные одежды только для того, чтобы бросить вызов обществу. Обычно таких людей осуждают, даже не пытаясь понять, что вынудило их стать ДРУГИМИ.
- Есть у меня один друг, - призналась мне девушка Юля, тоже принадлежащая к готам, - у него погибла любимая. Для него это была ужасная трагедия, родители пытались чем-то ему помочь, и ради них он не стал накладывать на себя руки. Теперь он никогда уже не будет прежним, после этого случая он перестал быть жизнерадостным. Потом он где-то прочитал о готах и понял, что это ему близко. Вот, кстати, фрагмент его исповеди в Интернете: "Я работаю машинистом тепловоза. Моя жизнь... Это просто отдельная история... Избрал этот образ в 2000 году. Тогда у меня погибла любимая девушка. С тех пор жизнь не блистала для меня красками... Вот и появился еще один гот. Смерть стала для меня ближе, чем жизнь... В реале у меня нет друзей. Интернет хоть как-то скрашивает мое существование. На работе многие смеются надо мной, называю "мальчиком, живущим в Сети". Вот такая печальная история. А "живет он в Интернете", потому что именно здесь можно найти множество единомышленников.
Юля рассказывает, что в выборе профессии и отношении к семье готы не отличаются от остальных. Поэтому их обижает непонимание со стороны окружающих.
- Люди обычно удивленно или дико смотрят на черные одежды, черные ногти. Иногда начинают возмущаться или громко обсуждать.
Можно как угодно относиться к тем или иным явлениям, но всегда стоит помнить, что каждый человек имеет право на выбор. И этот выбор, если он не ограничивает права других, необходимо уважать. Так что при встрече с человеком, который не похож на остальных, не стоит спешить с осуждением, ведь мы не знаем какие переживания и, возможно, трагедии скрыты за внешней мишурой.
_http://www.rg.ru/2005/08/05/goty.html